Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»
Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»

Rambler's Top100

ТЕМА НЕДЕЛИ

АРХИВ РУБРИКИ >>


КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТОВ «ОБЩЕРОССИЙСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» И ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ДЕТСКОЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ».

emblema_new.jpg14 марта 2007 года в рамках  Национальной книжной выставки-ярмарки «Книги России» состоялась  Конференция по итогам двух проектов, реализованных в 2006 году фондом «Пушкинская библиотека» по заказу и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: Общероссийского  социологического исследования «Чтение детей  и подростков» и  Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри».

Открыла конференцию Н.С. Литвинец – начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии   Федерального агентства «Роспечать». В своем выступлении она отметила, что «поддержка подобных проектов  агентством неслучайна, т.к. именно проблеме привлечения детей и подростков к книге агентство уделяет последнее время существенное внимание». Н.С. Литвинец сообщила, что Федеральным  агентством «Роспечать» совместно с РКС (Российским Книжным Союзом)  разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», которая вошла в список поручений Президента РФ правительству и выразила надежду, что эта программа   будет  притворена  в жизнь  в скором времени  и тогда  можно будет  говорить о новых совместных интересных  проектах и конкурсах.

Большой интерес у участников конференции вызвало выступление  ведущего сотрудника Аналитического центра Юрия Левады Б.В. Дубина, который рассказал о результатах проведенного Центром совместно с Фондом «Пушкинская библиотека»  по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям   Общероссийского социологического исследования «Чтение детей и подростков».

Особенность этого исследования  заключается  в том,  оно  что дает возможность рассмотреть,  как взаимодействуют  институты, обеспечивающие воспроизводство культуры (семья, школа, библиотека)  и проанализировать связь ситуации с чтением с ситуацией в семье.  Исследование проходило в 26 региональных отделениях Центра. Выборку исследования составили 600 младших школьников (учащиеся 1-4 класс), 600 старших школьников (5-9 классы) и 600 родителей, имеющих детей школьного возраста (1-9 классов).

Результаты исследования показали, что во всех возрастных категориях  больше читают девочки. Доля школьников младшего возраста, которые не прочитали  за  последние  3 месяца ни одной книги, составили лишь 3%.  Перелом в отношении к чтению  происходит у учащихся 5-6 классов. Доля не читающих среди детей  этой возрастной категории составляет уже  10 %.  Среди книг различных типов и жанров у школьников средних классов лидируют приключенческая литература (ее любят читать 53% опрошенных), фантастические, «волшебные» книги (50%), веселые, смешные (46%).  Отмечено, что авторитет родителей, учителей, библиотекарей с возрастом у учащихся падает. К 9 классу  интенсивность чтения  снижется еще больше.  Это связано не только и не столько с усилением других видов досуговой активности, в частности интересом к кино, компьютеру, Интернету, общению со сверстниками, но и с обострением личностных проблем, ухудшением отношений с родителями. Напрашивается вывод, что и школа, и семья, и библиотека слабо справляются с проблемами детей подросткового возраста.

 В читающих семьях, где у родителей  более высокий уровень образования и выше готовность дать более качественное образование своим детям, школьники заметно чаще описывают отношения с родителями  как дружеские.

 Исследование подтвердило, что проблема усугубляется постоянным дефицитом  литературы для подростков, нехваткой в отечественном книгоиздании книг о современной жизни, проблемах переходного возраста, а также научно-популярной и познавательной литературы. И еще один очень важный  результат исследования – резкий отрыв читательской, покупательской, библиотечной ситуации  в Москве от регионов.

Всероссийский  конкурс «Детское читательское жюри» наглядно показал, как объединение усилий взрослых (родителей, педагогов, библиотекарей) для привлечения детей к чтению с помощью интересных книг о сегодняшних проблемах современных авторов, а также занимательных незамедлительно приводит к всплеску читательской активности.

Заведующая детским залом Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы О.Н. Мяоэтс подчеркнула, что подобные конкурсы по продвижению детской книги и чтения имеют мировую практику, но  только в России  конкурс проводился при 100% государственной поддержке.

В конце конференции состоялось торжественное  награждение победителей.                                          Ими стали:

Победители в первой возрастной категории (7-9 лет)

В номинации «лучший писатель»:

Андрей Усачев – за  книгу «Малуся и Рогопед» (издательство «Эгмонт»).

Артур Гиваргизов – за книгу «Хитрый Зубов» (издательство « Дрофа-Плюс»).

В номинации в номинации лучшее издательство:  

Издательство «Эгмонт»  (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А.Усачева «Малуся и Рогопед»)  

Издательство «Дрофа Плюс» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Гиваргизова «Хитрый  Зубов»)

Победители во второй возрастной категории (10-12 лет)

В номинации «лучший писатель»:

Валерий Воскобойников  - «Все будет в порядке» - издательство «ОГИ»

В номинации лучшее издательство:

Издательство ОГИ  (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге В. Воскобойникова «Все буде в порядке»)

 3. Победитель в третьей  возрастной категории (13-15) лет

Аника Тор «Остров в море»

В номинации «лучшее издательство»:

Издательство «Самокат» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Тор «Остров в море»)

 В номинации лучший координатор ( получают Дипломы и комплекты из 20 книг)

Владимирская областная библиотека им. А.М. Горького

Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

Победители в номинации  «лучший  читатель» будут названы по окончании « Книжкиной  недели», которая традиционно проходит в дни весенних школьных каникул во всех регионах России.

Победителям будут высланы Дипломы  и комплекты детских книг из серии «Внеклассное чтение».

Остается пожелать конкурсу его продолжения!

А нашим детям побольше новых и интересных книг!

 P1010032.jpg

 P1010036.jpg

 

P1010040.JPG

 

 

P1010056.jpg

 

 

P1010063.jpg

 

P1010039.JPG