Сборники:
Школа библиотечного лидерства: Библиотека строит местное сообщество
Школа библиотечного лидерства: Инструменты и технологии
М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Тверь: Альфа-Пресс, 2008

Эти сборники вышли в конце 2008 года в рамках образовательного проекта «Школа библиотечного лидерства: библиотеки как центры устойчивого развития местных сообществ России», осуществляемого Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека». Проект стал одним из победителей конкурса на получение государственных грантов, объявленного в соответствии с распоряжением Президента РФ, в номинации «Культура и образование».
В названии первого сборника  используется сложившееся в англоязычной литературе понятие «The library builds community», которое переводится как формирование (строительство) библиотекой своего сообщества. На русском языке, по мнению одного из авторов, оно обладает замечательной двусмысленностью: с одной стороны,  библиотека создает сообщество, как строят здание или отношения, а с другой – «строит» его, как воинскую часть на плацу, приводя в образцовый порядок, определяя стратегическое направление и демонстрируя свое влияние. Местное сообщество понимается в опубликованных статьях достаточно широко – это жители конкретного города, региона, государственные организации, муниципальные образования, бизнес-структуры. В сборнике   проводится анализ  деятельности библиотек в рамках стратегии развития муниципального образования, формулируются их новые роли и обсуждаются различные типы библиотечного лидерства,  возможности применения технологий  информационного менеджмента.  Авторы выявляют  механизмы модернизации библиотек, разрабатывают концепцию библиотеки как культурно-просветительского  центра местного сообщества,  определяют новый спектр деятельности современного библиотекаря. Здесь представлены технологии, позволяющие сформулировать и реализовать лидерский потенциал библиотеки. Приводятся конкретные библиотечные проекты. Например, проект обучения безработных новым информационным технологиям в Верхней Карелии на востоке Финляндии.   Рассматриваются основные типы и формы информационно-коммуникационного взаимодействия библиотеки с местным сообществом. 
Во втором сборнике исследуется технология проектирования, определяются возможности ее применения библиотеками в работе с местным сообществом.   С точки зрения авторов, проектирование является ключевой стратегической «развилкой», определяющей дальнейшую судьбу библиотечного сообщества.  Переход к проектным формам управления не отменяет других технологий (мотивация персонала, наставничество, вовлечение добровольцев), но имеет главное значение в процессе модернизации,  позволяет сделать работу библиотеки актуальной и социально ответственной.
Здесь проводится анализ отечественной и зарубежной традиций проектирования в социокультурной сфере, дается обзор целей и задач проекта. Определяются возможности ресурсной базы библиотеки, применение рекламных и PR-стратегий в продвижении библиотечного дела в местном сообществе. Авторы сборника включили перевод статьи, основанной на норвежском опыте, снабдив ее подробным комментарием. Рассказывается и о библиотечной ситуации в России,  сведения о которой были получены в процессе проведения большого числа семинаров как в рамках ШБЛ, так и программы «Развитие чтения».
Сборники можно будет заказать по каталогу «Пушкинской библиотеки»
Авторы:   Зайцева С., Лисицкий А., Прянишников Н.

Skola1.jpg

Skola2.jpg